Конспект занятия по познавательному развитию "Мы -Россияне".

 

Конспект занятия по познавательному развитию
«Мы-Россияне»
Тема: «Жизнь людей на Севере»

Цель: познакомить детей с климатической зоной – тундра в зимний период.

Задачи:

-познакомить детей с особенностями жизни людей на севере, с растительным и животным миром тундры, погодными условиями.

-формирование чувства уважения к жизни и труду людей в тяжёлых климатических условиях.

-воспитывать чувство гордости за необъятные  просторы нашей Родины.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация «Тундра», белая ткань, накидка для оленей, ободки-рога, пластилин, зубочистки, кусочки ткани, макет-тундры.

 

Ход занятия:

1.Вводная часть.

-Ребята, посмотрите на меня, чей свёрток? Кто принёс?

-Интересно, что внутри? Давайте посмотрим.

-Ой, да здесь стихотворение.

В снежном вихре мчат олени,

По холмистой тундре мчат,

Не бегут мои олени,

А по воздуху летят!

Высоко несут и гордо

Красоту рогов своих.

Словно борода, под мордой

Шерсть разветрена у них

Я люблю езду такую,

Только правит поспевай.

И поёт душа, ликуя:

«Здравствуй, тундра, милый край»  (И.Истомин)

-О какой природной зоне, идёт речь в стихотворении? (Тундра)

-А вы знаете, какие народы там живут? Чем они занимаются?

Какая в тундре погода? Какой растительный и животный мир?

-Хотите узнать?

2.Основная часть.

2.1. Теоретическая часть.

- А у меня как раз есть интересная видео-экскурсия о тундре. Хотите я вам её покажу?

-Тогда проходите к экрану, рассаживайтесь.

-«На севере нашей страны очень холодно.(СЛАЙД 2) Это царство снега и льда. (СЛАЙД 3)Там суровые снежные зимы.(СЛАЙД 4) Зимой в тундре совсем не бывает солнца, наступает полярная ночь. (Слайд 5)».

-Давайте вместе  повторим ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ.

-«Хотя в тундре  и холодно, всё же здесь водятся различные животные, которые приспособились к этим условиям. Назовите их?» (СЛАЙД 6-9).

(Полярная сова, песец, леменги, северные олени)

-«Лето в тундре короткое. (СЛАЙД 10). Хотя за это время успевает вырастать грибы (СЛАЙД 11), ягоды (СЛАЙД 12)» Кто знает, что это за ягоды?(морошка, голубика, брусника, черника)

-« В этой природной зоне растут и деревья. Кто их узнал?» (Слайд 13) (берёза и ива).

- А у нас такие деревья есть? (Да)

-Они отличаются от берёзы и ивы, которые растут в нашей местности? (Да) Чем? (высотой)

-Такие деревья называют КАРЛИКОВЫМИ. Давайте вместе повторим- КАРЛИКОВЫЕ ДЕРЕВЬЯ.

-По какой причине эти деревья не выросли большими? (не хватает тепла и света)

-«В тундре также произрастают цветы: снежный лютик, полярный мак, камнеломка» (СЛАЙД 14-16). «И самое главное это ягель»(СЛАЙД 17). Как вы думаете, пищей какого животного тундры является ягель? (Оленей)

-Правильно.(СЛАЙД 18) Ягель ещё по другому  называют олений мох.

-«На крайнем севере так же живут люди –граждане нашей большой страны- чукчи. Давайте вместе скажем- ЧУКЧИ.

Они живут в очень тяжёлых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую.»  Почему ? (это родной их дом, малая родина, которую они любят)

-Похожи народы севера на нас ? (Нет) (СЛАЙД 19-20)

-Чем они отличаются от нас? (внешность-овал лица, разрез глаз; одежда-шкуры животных; языковое наречие)

-Где же живут чукчи ? Посмотрите. Что вам напоминают  дома народа Севера. (СЛАЙД 21) –палатка

-«Такие дома называются ЯРАНГА» (СЛАЙД 22) Давайте вместе повторим.

-«Они очень удобные». Почему?  (легко разбираются и собираются)

-Зачем чукчам переезжать? (пища у оленей заканчивается)

-Из чего сделаны яранги? (палки скрещенные между собой, накрытые шкурами оленей)

-От чего защищают такие дома людей в тундре? (ветер, холод)

-Как вы думаете, кого разводят чукчи? (оленей) Зачем? (мясо, мех-одежда, ездить можно-перевозить грузы)(СЛАЙД  23)

-Основное их занятие это оленеводство. Давайте повторим.

-Ребята, а вам хотелось бы побывать в тундре?

-Понравилась тундра?

-А что если нам эту зону сделать здесь у нас в группе. Согласны.

2.2. Практическая часть.

-В тундре есть холмы. Что бы в группе появились холмы, будем использовать столы и стулья. Давайте построим.(возводим: сдвигаем столы, сверху ставим стулья)

-Ребята, осторожно со столами и стульями когда будете ставить их друг на друга.

-Зимой  холмы покрываются чем? (снегом)

-Что бы холмы были похожи на зимние, воспользуемся белыми покрывалами. (накидываем белые простыни на стулья, закрепляем если нужно прищепками)

-Ребята, старайтесь покрывало на себя не тянуть иначе всё сооружение упадёт на вас и поранитесь.

-Ой, прямо зима посетила нашу группу. Ребята, скажите, а какая зима в тундре? (холодная, заснеженная, суровая)

-Чего много в зимней тундре? (снега и льда)

-Время, когда солнца не бывает зимой в тундре, как называется? (Полярная ночь)

-Какие животные здесь обитают? (полярная сова, песец, леменги, северные олени)

-Какое животное из перечисленных вами, разводят народы тундры и на них передвигаются? (оленей)

Физминутка-игра

-А давайте представим, что мы жители тундры и покатаемся на оленях среди этих снежных холмов.  Согласны.

-Итак, вспоминаем, что есть у оленей на голове? (ветвистые рога)

-Вот они. Есть и накидка для них. Кто хочет побывать в роли  оленей.(одеваем атрибуты)-8 детей

-Ребята, что бы управлять оленями, нам нужны вожжи, но их у нас в группе нет. Какой предмет их может заменить? (скакалка)

-Принесите из уголка 2 скакалки. (запрягаем оленей)

-Как называются народы, проживающие в тундре? (чукчи)

-Остальные ребята это народы севера-чукчи, которые будут управлять оленями.(4 ребёнка)

-Две наши упряжки оленей будут оббегать вокруг снежных холмов. Кто быстрее доедет. Помните, когда будете бежать вокруг наших холмом, близко к ним не подходите, можете задеть и всё упадёт на вас. Так же помните, когда бежите, вы не одни, кто то из вас может спотыкнуться и упадёте все, так как ограничивает ваше движение скакалка.

- Ну что помчались. Раз, два, три- беги.

-Победила…..

2.3. Продуктивная часть.

-Ребята, как называется жилище чукчей? (Яранги)

-Яранга, сложное сооружение. Хотите научиться строить.

-Девочки принесите с подоконника необходимые материалы на стол. Мальчики вы проходите присаживайтесь.

-Сейчас я объясню, как будем делать.

-Давайте посмотрим из каких частей состоит яранга. (рассматриваем образец)

(основа-земля, палочки-ветки, каркас яранги, сверху отверстие- Как думаете зачем оно? Сверху накрыта кожей (тканью)).

«Берём большой кусок пластилина, раскатываем его в шар, затем разминаем между ладонями, что бы получилась лепёшка. Положим её на дощечку.

Теперь берём кусочек пластилина поменьше и раскатываем сначала в шар, теперь раскатываем в колбаску и соединяем концы.

 Пришло время делать каркас нашей яранги. Нам понадобятся палочки. Одну часть втыкаем в пластилин, другую её часть присоединяем по кругу. Так все 4 палочки.

Теперь берём ткань и накрываем нашу ярангу, края прикрепляем к пластину. Вот и готовы.»

-А теперь давайте наши яранги отнесём в поселение, где живут чукчи.

-Ну что, удалось нам воссоздать тундру?

3.Заключительная часть.

-Узнали, что такое тундра ?

-Чем отличается тундра от природной зоны, в которой живём мы с вами? (там холодно, много снега, бывает полярная ночь, другие растения, животные, люди внешне отличаются от нас, живут в ярангах.)

-Ребята, а в следующий раз я вам ещё много интересного расскажу про тундру. А сейчас пора всё убирать на свои места в группе и идти гулять.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Деловая игра

Исследовательский проект №1.