Исследовательский проект №1.

«Можно ли сделать краски для рисования в домашних условиях?» 

Введение.

Меня давно интересовал вопрос: «Откуда появились краски? Как их делают? Можно ли их сделать в домашних условиях?» И тогда, первое что я сделал, начал искать информацию по интересующему меня вопросу.

Цель исследования: узнать, из чего можно сделать «самодельные» краски.

Задачи:

1.Теоретическая часть.

1.1.Возникновение красок.

1.2. Что такое краска?

1.3.Процесс приготовления красок.

 

2.Практическая часть.

2.1.Изготовление «самодельных» красок.

3.Заключительная часть.

Проанализировать полученные результаты и сделать вывод по исследованию.

 

Объект исследования: изготовление красок из подручных веществ.

Предмет исследования:  вещества подходящие для приготовления красок.

Гипотеза: предположим, что можно сделать краски в домашних условия.


1.Теоретическая часть.

1.1.Возникновение красок.

Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая чистые и сочные оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времён.

Первобытные времена

Яркие минералы притягивали взор наших далёких предков.

Именно тогда человек догадался растирать такие вещества в порошок и, добавляя некоторые элементы, получать первые в истории краски. Цветная глина также шла в ход. Чем больше развивались люди, тем больше становилась потребность запечатлеть и передать свои знания. Сначала для этого использовались стены пещер и скал, а также самые примитивные краски. Считается, что самым древним из обнаруженных наскальных рисунков уже более 17 тысяч лет! При этом живопись доисторических людей довольно хорошо сохранилась.

В основном первые краски изготавливались из железистого природного минералы охры. Название имеет греческие корни.

Для светлых оттенков использовали чистое вещество, для получения более тёмных добавляли в смесь чёрный древесный уголь. Все твёрдые вещества растирались вручную между двумя плоскими камнями. Далее непосредственно краску замешивали на животных жирах. Такие краски хорошо ложились на камень и долго не высыхали из-за особенности взаимодействия жира с воздухом. Получаемое покрытие, как уже было сказано ранее, было очень прочным и стойким к разрушительным воздействиям окружающей среды и времени.

Для наскальной росписи использовалась преимущественно жёлтая охра. Красноватые оттенки оставляли для ритуальных рисунков на телах умерших жителей племени.

Предположительно, именно эти обряды дали современное название минералу красный железняк – гематит, с греческого языка переводимого как «кровь». Красный цвет придаёт минералу безводная окись железа.

Появление красок

Древний Египет


Шло время, и человечество открывало для себя новые виды и способы производства красок. Примерно пять тысяч лет назад появилась киноварь – ртутный минерал, придающей краске алый цвет. Наибольшую популярность киноварь завоевала у древних ассирийцев, китайцев, египтян, а также в древней Руси.

Египтяне на заре расцвета своей цивилизации открыли секрет изготовления пурпурной (фиолетово-красной) краски. Из особого вида улиток выделяли секрецию, которую потом добавляли в стандартный состав красящих веществ.

Для создания белой краски с древнейших времён люди использовали известь, которая является конечным продуктом сжигания известняковых минералов, устриц, мела и мрамора. Такая краска была одной из самых дешёвых и простых в изготовлении. Кроме того, белая известь может поспорить с охрой в вопросе древности рецепта.

Египетские гробницы и пирамиды фараонов перенесли из времён расцвета египетской цивилизации удивительно красивый и чистый оттенок – ляпис-лазурь, натуральный ультрамарин. Даже спустя несколько тысяч лет рисунки не потеряли своей яркости и не потускнели. Основным красящим пигментом в такой краске является порошок минерала под названием лазурит. В Древнем Египте лазурит был очень дорог. Чаще всего бесценную краску применяли для изображения священного символа египтян – жука-скарабея.

Надо сказать, что с древнейших времён методы производства краски не претерпели значительных изменений. Твёрдые вещества также перетирают в порошок, правда, используя при этом специальные установки. Вместо натуральных жиров сейчас используют полимерные вещества. А вот для получения тёмных оттенков всё так же применяют сажу, но уже очищенную современными способами.


Древний Китай                                                                                         

Китайской цивилизации принадлежит пальма первенства в создании бумаги. Здесь же, за Великой Китайской стеной, появились лёгкие акварельные краски. В их состав, помимо красящих веществ и масел, входят мёд, глицерин и сахар. Для создания картин из акварельных красок нужна подходящая основа. Холсты, древесина, камни и другие традиционные предметы, на которые наносятся краски, не могут быть использованы для этой цели: акварель не ляжет на них хорошо. Поэтому при рисовании акварельными красками применяют только бумагу. Это объясняет факт появления таких красок именно в Китае, который является прародителем бумажного производства.

Средние века

Средневековье подарило миру масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и надёжность, а также сравнительно малое время высыхания. Основой для таких красок служат натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и другие.

Во времена Средневековья люди научились накладывать масляные краски именно тонкими слоями. Получившаяся картина приобретала за счёт этого глубину и объем. Улучшалась и цветопередача.

Однако далеко не все мастера средневековой живописи создавали свои краски на основе растительных жиров. Кто-то замешивал красящие вещества на яичном белке, кто-то – на казеине, являющимся одной из производных молока.

Из-за уникальных особенностей производства разных красок не обошлось без исторических казусов. «Тайная вечеря», созданная знаменитым средневековым мастером Леонардо да Винчи, начала разрушаться ещё при жизни художника. Это произошло потому, что масляные краски на основе растительных жиров были смешаны с красками на основе разведённого в воде яичного белка. Химическая реакция, возникшая при этом, помешала надёжности покрытия и сохранности картины.

Натуральные компоненты вкупе с ручным производством делали краски довольно дорогим материалом. Особенно это касалось натуральной ляпис-лазури. Минерал лазурит, используемый при изготовлении ультрамариновой краски, импортировали в Европу из стран Ближнего Востока. Минерал был очень редким и, соответственно, дорогим. Художники применяли ляпис-лазурь только тогда, когда заказчик произведения заранее оплачивал краски.

Новые открытия

Ситуация начала меняться в начале 18 века. Немецкий химик по фамилии Дисбах занимался улучшение качества красной краски. Но однажды учёный получил вместо ожидаемого алого цвета краску оттенка, очень близкого к ультрамариновому. Это открытие можно считать революцией в производстве красок.

Новую краску назвали «берлинской лазурью». Её стоимость была в разы ниже, нежели у натуральной ультрамариновой краски. Неудивительно, что берлинская лазурь быстро завоевала популярность у художников того времени.

Век спустя во Франции появилась «кобальтовая синька» – краска, получившаяся ещё более чистой и яркой, чем берлинская лазурь. По внешним качествам кобальтовая синька оказалась ещё ближе к натуральной ляпис-лазури.

Вершиной деятельности учёных и исследователей в этой области стало изобретение абсолютного аналога натуральному ультрамарину. Новая краска, которую получили во Франции почти четверть века спустя после кобальтовой синьки, получила название «французский ультрамарин». Теперь чистые синие цвета стали доступны всем художникам.

Однако существовало одно немаловажное обстоятельство, которое значительно понижало популярность искусственных красок. Компоненты, используемые в их составе, нередко были вредны или даже смертельно опасны для здоровья человека.

Как было выяснено в 70-х годах 19-го века, особенно большую угрозу представляла изумрудно-зелёная краска. В её состав входили уксус, мышьяк и окись меди – действительно, страшная смесь. Существует легенда, что на самом деле бывший император Наполеон Бонапарт умер, отравившись парами мышьяка. Ведь стены в его доме, находящемся на острове Святой Елены, где Бонапарт пребывал в ссылке, были покрыты именно зелёной краской.


1.2. Что такое краска?

Краски - это цветные красящие вещества, с помощью которых можно изменить цвет вещества или предмета (одежды, предметов быта, бумаги и так далее).

Краски делятся на : органические (сложные соединения, в основном растительного или животного происхождения), минеральные (неорганические соли и оксиды металлов), природные (естественные), синтетические ( искусственные).

Краски предназначены для :

  • окраски предметов;
  • создания рисунков и росписей;
  • получения декоративных покрытий (например пола или стен);
  • защиты окрашиваемой поверхности (краски защищают металлы от ржавчины, а древесину от высыхания и гниения).

 

1.3.Процесс приготовления красок.

Мы  прочитали, что в  состав красок входят:  пигмент и связующее вещество.

 Пигмент это сухой краситель,  мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и т.д.

Связующее, вязкое вещество - вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность.

      Сухой краситель не может держаться на листе бумаги, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо и т.д. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

Акварельная краска =Вода+Клей

Гуашь=Вода+Клей

Масляная краска=Масло+Клей

Темпера=Яйцо


Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищем сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка.  Полученный порошок и есть пигмент.

     Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

    Акварель изготавливают из мелкого цветного порошка (пигмента) и специального водорастворимого клея. След, который она оставляет, получается полупрозрачным. Кстати, в прежние времена для изготовления акварели использовали не клей, а мёд или соки вишневых и сливовых деревьев.

      Масляная краска - это густая паста, которую изготавливают, смешивая пигмент с настоящим маслом - льняным, подсолнечным, маковым или ореховым. Если посмотреть на портреты того времени - кажется, что человек, изображенный более четырех столетий назад, сейчас начнет двигаться и говорить.  В таком «живом» эффекте есть немалая заслуга масляной краски. Ведь она прекрасно передавала ощущение натуральности, свет, тень и объем. Масляные краски,  достаточно прочные и ложатся на бумагу жирными мазками.

        Темперная живопись берет свое начало в глубокой древности. Именно эту технику использовали для создания икон. Секрет удивительной прочности и долговечности темперы заключается в том, что в качестве связующего здесь использовали обычное куриное яйцо. На холсте или стене такая краска может держаться веками, однако в баночке она очень быстро портилась, поэтому готовить ее приходилось практически ежедневно. Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я пришёл  к выводу, что мы сможем сделать некоторые краски сами и сравнить по памяти с готовыми красками, которыми мы рисовали очень много раз.

 2.Практическая часть.

2.1.Изготовление «самодельных» красок.

После изучения необходимой литературы я приступил к изготовлению  самодельных красок.

Сначала, я подготовил  сырьё, а затем приступил к изготовлению красок.




Эксперимент 1.

Я взял кусочки глины, положил в стаканчик и добавил воды.

Через некоторое время глина растворилась в воде.


Я взял кисть для рисовал и попробовал  нарисовать рисунок





Цвет получившейся краски - коричневый. Рисовать такой краской достаточно легко. Высыхает также быстро.  Рисунок яркий.


Эксперимент 2.

Однажды когда я пил компот из вишни, я заметил,

что вишня имеет сочный, насыщенный цвет. Я

решил попробовать, можно ли рисовать соком вишни.

Взяв  горсточку вишни и размяв их, вишня дала сок.  Я слил сок вишни в стаканчик начал рисовать.



Цвет краски на листе – сиреневый. Рисовать такой краской достаточно легко. Краска быстро высыхает на листе. Рисунок яркий.



Эксперимент 3.

Каждую пасху мама красит яйца в луковой шелухе, я подумал, а можно ли такой краской рисовать.  Я взял луковую шелуху, залил водой и поставил кипятиться. После кипячения я слил окрашенную воду в стакан и остудил. После приступил к рисованию.


Цвет краски получился светло-жёлтый.  Рисовать было легко.

Недостаток  такой краски в том, что рисунок на листе плохо видно. Краска быстро высыхает. 




Эксперимент 4.

Для следующей краски взяли активированный уголь, таблетку мелко размельчили и ссыпали в стаканчик.


Для связки добавили клей ПВА. Клей и уголь смешали.


Получилась серо-чёрная краска. Затем данной краской стали рисовать.

Цвет рисунка разный - от чёрного к серому.

Рисовать было трудновато, т.к. клей быстро высыхает. Рисунок получается красивый. 




Эксперимент 5.

Читал, что связующим звеном в краске может быть растительное масло, решил поэкспериментировать с ним. Взял масло и добавил в глину, перемешал и начал рисовать.

Цвет краски-  коричневый. 

Рисовать такой краской было трудно,  много краски остаётся на кисточки. 

                           








 

                    

Если сравнивать рисунки нарисованные глина с водой и глина с маслом, рисунок нарисованный глина-масло ярче по цвету.

Рисунок высыхает долго. Краска тяжело ложиться на простой лист бумаги, предполагаю, нужен другой по составу лист бумаги.





Эксперимент 6.

Следующие компоненты для краски были яйцо и кофе. Сначала яйцо взбили

при помощи венчика, затем добавили кофе и перемешали. Полученной краской начали рисовать.

Цвет краски получился светло-коричневый.

Рисовать было легко. Цвет получился яркий и с блеском. Время высыхания занимает не очень долго.




3.Заключительная часть.

В результате проведенных нами  экспериментов , мы  научились:

  • самостоятельно изготовлять краски в домашних условиях;
  • рисовать  рисунки разными красками;

В результате исследования мы  проверил все свои гипотезы и доказали их в проекте. Использованные методы помогли нам  достичь цели.






Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Деловая игра