Картотека игр по развитию речи.

 

 Игры на развитие речевого дыхания и фонематического слуха.

«Звуки по кругу»

Игра подходит для ребёнка 3-5 лет и направлена на развитие фонематического слуха. Малыш может научиться определять место звуков в составе слова и распознавать их в его контексте.

Перед началом упражнения надо подготовить необходимый инвентарь: конвертик, 3 синие и 3 зелёные коробки, коробку с карточками с изображением или с небольшими предметами. На синих и зелёных коробках следует написать или наклеить буквы (Н-начало слова, С-середина, К-конец). Синие коробки будут использоваться для твёрдых звуков, зелёные-для мягких.

На пол комнаты следует положить коврик, на него поставить все коробки. Затем надо предложить ребёнку выбрать из коробки с изображением или игрушки и произнести название этого предмета. Взрослый в это время должен назвать какой-либо звук и попросить ребёнка определить, в какой части слова он его слышит-в начале, середине или конце. После этого ребёнок должен определить мягкость или твёрдость и положить игрушку или карточку в подходящую коробку.

«Разноцветные Снежинки»

Игра оптимально подходит для ребёнка 4 лет. Она развивает координацию и мелкую моторику рук, следовательно, воздействует на речевое развитие малыша.

Перед началом игры надо подготовить некоторые необходимые предметы: ножницы, белую бумагу и разноцветные фломастеры.

В процессе упражнения необходимо показать ребёнку, как следует вырезать снежинки из бумаги, а затем вместе с ним раскрасить их.

«Водичка»

Игра развивает речевое дыхание и учит малыша правильному произношению звука «с». Для проведения упражнения необходимы картинка с изображением купающихся детей или животных и водопроводный кран.

Для проведения занятия надо открыть кран и обратить внимание ребёнка на то, какие звуки издаёт текущая вода (с-с-с). В процессе можно показать малышу картинку и прочитать подходящее стихотворение, например:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

После этого следует попросить ребёнка спеть длинную песенку воды (с-с-с).

«Сострой рожицу»

С помощью данного упражнения можно развивать у ребёнка координацию движений и правильную артикуляцию челюстей, околоротовой мускулатуры и языка.

Суть игры заключается в том, что ребёнок по команде взрослого выполняет задания: выдвинуть челюсть, поднять язык вверх, надуть щёки и т.д.

«Внимательный радист»

Игра помогает формировать правильное речевое дыхание и развивает чувство ритма у ребёнка.

В процессе игры ребёнок должен слушать, сколько раз и в каком ритме взрослый хлопал в ладоши, и отстучать такое же количество раз.

Малыш должен внимательно следить за изменением темпа, громкости, двигательных усилий и наращиванием ряда.

«Часики»

Благодаря данной игре у ребёнка разовьются мышцы челюстно-лицевой области, а также сформируется правильная артикуляция.

Перед началом игры необходимо объяснить малышу как работают часы: сколько у них стрелок, как они ходят, с какой скоростью двигаются, а затем предложить ему попробовать превратить в стрелки язычок. Язык ребёнка должен двигаться по кругу по внутренним стенкам нижней и верхней губы. Взрослый предлагает темп (если часовая стрелка- медленнее, минутная-быстрее, секундная- ещё быстрее). В процессе упражнения надо следить за тем, чтобы нижняя челюсть малыша оставалась неподвижной, а рот- открытым.

«Лиса Патрикеевна»

Упражнение направлено на формирование околоротовой мускулатуры и правильной артикуляции челюстей. В процессе игры ребёнок должен идти по мостику (доске или широкой ленте) и нести на кончике вытянутого языка маленькие печенья или сушки, которые ему кладёт взрослый. Ребёнок может съесть печенье, когда дойдёт до конца мостика.

«Весёлый попугайчик»

С помощью этой игры можно развивать у ребёнка чувство ритма, способности к звукофонематическому анализу и звукоподражанию.

Взрослый должен попросить малыша повторять за ним каждое слово, как попугайчик, и отстукивать их ребром ладони. После этого ребёнок и взрослый должны встать друг напротив друга и по команде приступить к упражнению: ребёнок повторяет за взрослым слоговые ряды и отстукивает их (ра-ра-ра), затем слоговые ряды со сменой темпа, а после этого-с наращиванием ряда (па—па-па—па-па-па—па-па-па-па).

«Отбойный молоток»

Данное упражнение развивает мышцы челюстно-лицевой области и формирует правильную артикуляцию.

В начале надо рассказать ребёнку, что такое отбойные молотки, как они работают, для чего предназначены и какие звуки издают при работе. Затем следует предложить ребёнку подражать молотку, издавая такие же звуки (д-д-д-д-д-д). Упражнение становится наиболее эффективным, если проводить его регулярно по 3-4 минуты.

«Какой звук есть во всех словах?»

Данная игра предназначена для детей от 5 лет, которые могут определять наличие или отсутствие того или иного звука в слове на слух. Упражнение направлено на развитие фонематического слуха.

В процессе игры надо произносить по 3-4 слова с одинаковыми звуками и спрашивать ребёнка, какой звук их объединяет.

«Выдели слово»

Во время игры развиваются координация движений и фонематический слух. Ребёнок должен выделять слово с заданным звуком, хлопая, ударяя ладошкой по коленке или поднимая руку.

«Подумай не торопись»

Упражнение развивает сообразительность и предназначено для детей от 5 лет. Для игры можно использовать различные иллюстрации.

Надо предложить ребёнку выполнить несколько заданий, например:

·        Придумать название птиц, в котором будет последний звук слово «мир».

·        Найти в комнате предмет, у названия которого в середине слова есть звук «т» (в начале «с», в конце «а» и т.д.)

·        Придумать слово, в начале которого будет последний звук слова «стул»

 

Используемая литература:

А.Е. Андреева «Лучшие в мире загадки и трёхминутные развивающие игры для детей», М.: РИПОЛ классик, 2006.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Деловая игра

Исследовательский проект №1.