Картотека игр по развитию речи.
Игры на развитие речевого дыхания и фонематического слуха.
«Звуки
по кругу»
Игра
подходит для ребёнка 3-5 лет и направлена на развитие фонематического слуха.
Малыш может научиться определять место звуков в составе слова и распознавать их
в его контексте.
Перед
началом упражнения надо подготовить необходимый инвентарь: конвертик, 3 синие и
3 зелёные коробки, коробку с карточками с изображением или с небольшими
предметами. На синих и зелёных коробках следует написать или наклеить буквы
(Н-начало слова, С-середина, К-конец). Синие коробки будут использоваться для
твёрдых звуков, зелёные-для мягких.
На пол комнаты следует положить коврик, на него поставить все коробки. Затем надо предложить ребёнку выбрать из коробки с изображением или игрушки и произнести название этого предмета. Взрослый в это время должен назвать какой-либо звук и попросить ребёнка определить, в какой части слова он его слышит-в начале, середине или конце. После этого ребёнок должен определить мягкость или твёрдость и положить игрушку или карточку в подходящую коробку.
«Разноцветные Снежинки»
Игра
оптимально подходит для ребёнка 4 лет. Она развивает координацию и мелкую
моторику рук, следовательно, воздействует на речевое развитие малыша.
Перед
началом игры надо подготовить некоторые необходимые предметы: ножницы, белую
бумагу и разноцветные фломастеры.
В процессе упражнения необходимо показать ребёнку, как следует вырезать снежинки из бумаги, а затем вместе с ним раскрасить их.
«Водичка»
Игра
развивает речевое дыхание и учит малыша правильному произношению звука «с». Для
проведения упражнения необходимы картинка с изображением купающихся детей или
животных и водопроводный кран.
Для
проведения занятия надо открыть кран и обратить внимание ребёнка на то, какие
звуки издаёт текущая вода (с-с-с). В процессе можно показать малышу картинку и
прочитать подходящее стихотворение, например:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
После этого следует попросить ребёнка спеть длинную песенку воды (с-с-с).
«Сострой рожицу»
С помощью
данного упражнения можно развивать у ребёнка координацию движений и правильную
артикуляцию челюстей, околоротовой мускулатуры и языка.
Суть игры заключается в том, что ребёнок по команде взрослого выполняет задания: выдвинуть челюсть, поднять язык вверх, надуть щёки и т.д.
«Внимательный радист»
Игра
помогает формировать правильное речевое дыхание и развивает чувство ритма у
ребёнка.
В
процессе игры ребёнок должен слушать, сколько раз и в каком ритме взрослый
хлопал в ладоши, и отстучать такое же количество раз.
Малыш должен внимательно следить за изменением темпа,
громкости, двигательных усилий и наращиванием ряда.
«Часики»
Благодаря
данной игре у ребёнка разовьются мышцы челюстно-лицевой области, а также
сформируется правильная артикуляция.
Перед началом игры необходимо объяснить малышу как работают часы: сколько у них стрелок, как они ходят, с какой скоростью двигаются, а затем предложить ему попробовать превратить в стрелки язычок. Язык ребёнка должен двигаться по кругу по внутренним стенкам нижней и верхней губы. Взрослый предлагает темп (если часовая стрелка- медленнее, минутная-быстрее, секундная- ещё быстрее). В процессе упражнения надо следить за тем, чтобы нижняя челюсть малыша оставалась неподвижной, а рот- открытым.
«Лиса Патрикеевна»
Упражнение направлено на формирование околоротовой мускулатуры и правильной артикуляции челюстей. В процессе игры ребёнок должен идти по мостику (доске или широкой ленте) и нести на кончике вытянутого языка маленькие печенья или сушки, которые ему кладёт взрослый. Ребёнок может съесть печенье, когда дойдёт до конца мостика.
«Весёлый попугайчик»
С помощью
этой игры можно развивать у ребёнка чувство ритма, способности к
звукофонематическому анализу и звукоподражанию.
Взрослый должен попросить малыша повторять за ним каждое слово, как попугайчик, и отстукивать их ребром ладони. После этого ребёнок и взрослый должны встать друг напротив друга и по команде приступить к упражнению: ребёнок повторяет за взрослым слоговые ряды и отстукивает их (ра-ра-ра), затем слоговые ряды со сменой темпа, а после этого-с наращиванием ряда (па—па-па—па-па-па—па-па-па-па).
«Отбойный молоток»
Данное
упражнение развивает мышцы челюстно-лицевой области и формирует правильную
артикуляцию.
В начале надо рассказать ребёнку, что такое отбойные молотки, как они работают, для чего предназначены и какие звуки издают при работе. Затем следует предложить ребёнку подражать молотку, издавая такие же звуки (д-д-д-д-д-д). Упражнение становится наиболее эффективным, если проводить его регулярно по 3-4 минуты.
«Какой звук есть во всех словах?»
Данная
игра предназначена для детей от 5 лет, которые могут определять наличие или
отсутствие того или иного звука в слове на слух. Упражнение направлено на
развитие фонематического слуха.
В процессе игры надо произносить по 3-4 слова с одинаковыми звуками и спрашивать ребёнка, какой звук их объединяет.
«Выдели слово»
Во время игры развиваются координация движений и фонематический слух. Ребёнок должен выделять слово с заданным звуком, хлопая, ударяя ладошкой по коленке или поднимая руку.
«Подумай не торопись»
Упражнение
развивает сообразительность и предназначено для детей от 5 лет. Для игры можно
использовать различные иллюстрации.
Надо
предложить ребёнку выполнить несколько заданий, например:
·
Придумать
название птиц, в котором будет последний звук слово «мир».
·
Найти
в комнате предмет, у названия которого в середине слова есть звук «т» (в начале
«с», в конце «а» и т.д.)
·
Придумать
слово, в начале которого будет последний звук слова «стул»
Используемая
литература:
А.Е.
Андреева «Лучшие в мире загадки и трёхминутные развивающие игры для детей», М.:
РИПОЛ классик, 2006.
Комментарии
Отправить комментарий