Технология "Музейная педагогика"

«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

«Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики».

(Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич)

Музейная педагогика — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

Принципы музейной педагогики:

      Гуманизм.

      Наглядность, доступность, динамичность, содержательность.

      Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

      Подвижность структуры занятий-экскурсий.

      Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.

      Вариативность.

      Создание условий для эффективной продуктивной и практической деятельности.

      Активность детей и её поощрение.

 

Методы и формы работы с детьми

 технологии «музейная педагогика»:

Традиционные:                                   Нетрадиционные:

-занятия                                              -интегрированные занятия

-экскурсии                                          -занятия в форме викторин

-беседы                                               -конкурсы

-наблюдения                                       -соревнования

-продуктивная деятельность.           - исследования

                                                            - изобретательство

                                                            - игры

     игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений

                                                           -мастер-классы.

 

При определении содержания музейной экспозиции:

1)    Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество.

2)    Определяя тематику экспозиции, придерживаться правила «постепенной смены».

3)    Если на начальном этапе нет разнообразия материала- ни в коем случае не выставляйте его весь.

4)    Обязательно выстраивать перспективу работы музея.

 

Экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку:

восприятие - понимание - осмысливание – закрепление – применение

 

Дополнительные виды работ с детьми:

·        Заполнение музейных дневников

·        Выполнение домашних заданий.

 

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:

1.У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.

2.Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему музею».

3.У ребёнка появляется шанс стать интеллектуальным человеком, с детства приобщённым к культуре и к одному из её замечательных  проявлений-музею.

 

Правила для педагогов при реализации технологии «музейная педагогика»:

Правило 1.

К посещению мини-музея необходимо готовится, а потом закреплять полученные знания и впечатления.

 Правило 2.

Чётко знать для чего вы это делаете.

Для кого вы это делаете.

Осознавать свою ответственность.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с дошкольного возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

 

Тематика мини-музеев

Средний дошкольный возраст:

«Музей хлеба»

«В гости к сказке»

«Животные нашего края»

«Русская изба»

«Мой край родной»

«Мойдодыр»

«Кукла-оберег»

«Музей семян»

«Ракушки»

 

Старший дошкольный возраст:

«Космос-это мы»

«23 февраля»

«Книжный мир»

«Музей магнитов»

«Прошлое и настоящее родного края»

«Удивительный мир открыток»

«Мир цветов»

«Народная игрушка»

«Музей шкатулки»

 

Подготовительный дошкольный возраст:

«Музей часов»                                        «Путешествие в мир музыкальных инструментов»          

«Чудеса конструирования»                  «Народные промыслы»

«Пасхальное яйцо»                                «Мой друг собака»

«Музей денежки»                                «Музей военной техники армии   России»

«Город снеговиков»

 

 

Данная технология даёт ответы на вопросы которые интересуют детей. Дети наглядно видят то что их интересует.

Они могут принять участие в создание мини-музея.

Важно ещё то что можно к созданию музея привлечь родителей.

При этом тематику музея можно разнообразить так что одна тематика будет вытекать из другой.

Создавая такие мини-музеи, мы расширяем кругозор детей опираясь на наглядность

 

 

 

 

 








 



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Деловая игра

Исследовательский проект №1.