Статья "Дети с нарушениями речи"

 


Речевые правила.

Правила, регламентирующие речевую деятельность детей.

Формирование речевого поведения детей с нарушением речи основывается на формировании и заучивании ряда речевых правил. Они могут быть очень простыми, например: «Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам». Для старших дошкольников допустимы формулировки в виде образных выражений, иносказаний, пословиц: «Слово- серебро, молчание- золото».

Если рекомендацию, руководство для ребёнка сформулировать в чёткой законченной форме, то ребёнок значительно лучше их запомнит. Такая форма изложения материала-памятка. В логопедии прибегают к памяткам, когда надо запомнить важную для ребёнка информацию, например, правила правильной речи для заикающегося. Конечно, легче запоминаются зарифмованные памятки, т.е. имеющие стихотворную форму: «Всегда говорим мы, когда выдыхаем, как будто бы парус ртом надуваем».

Эффективен и другой тип памятки, состоящей из нескольких кратких предложений-правил:

Памятка правильной речи

-Прежде подумай, потом говори.

-Говори спокойно, не торопясь.

-Говори всегда на выдохе.

-Выделяй голосом ударные гласные.

-Слова произноси слитно.

-В конце предложения остановись, сделай паузу.

-Длинные предложения дели на части.

-При разговоре смотри на собеседника.

 

Формулы аутогенной тренировки используются для нормализации эмоционального состояния заикающегося ребёнка. Основной является расширенная формула спокойствия, включающая мышечную релаксацию и регуляцию вегетативных функций. Сеанс релаксации сопровождается правилами правильной речи или формулами внушения:

-Мы говорим неторопливо и спокойно.

-Наша речь слитная и плавная.

-Мы говорим смело и т.д.

-Мы успокаиваемся, мы отдыхаем.

-Глазки закрыты.

-Ручки усталые, тяжёлые, отдыхают.

-Ножки усталые, тяжёлые, отдыхают.

-Как хорошо и приятно отдохнуть.

 

К речевым правилам можно отнести схему речевого дыхания.

 

 

 

Памятка для родителей.

Успешность логопедической корреции в дошкольном учреждении во многом зависит от правильной позиции родителей, адекватного отношения к речевому нарушению ребёнка. Логопеды и воспитатели целенаправленно проводят консультацию и разъяснительную работу с родителями воспитанников. Как показывает практика, действенным методом является «Памятка для родителей». В ней в компактной, сжатой форме сформулированы советы, положения, плавила, которые педагоги предлагают родителям. Примером может служить памятка для родителей «Особые дети -особое общение», направленная на нормализацию родительского общения с ребёнком, имеющим недоразвитие речи.

При общении с ребёнком:

1.Выражение лица- максимально доброжелательное, приветливое, тёплое, нераздражённое.

2.Тон голоса в разговоре с ребёнком-предельно доброжелательный, приветливый, располагающий к общению.

3.В лексике по возможности, избегать употребления- частицы НЕ, т.к. нужную по смыслу фразу всегда можно построить не использую их:

-приказные фразы;

-глаголов «должен», «обязан», «нужно»;

-противопоставления местоимения Я-ТЫ.

 

4.Желательно включать сослагательные наклонения, местоимение МЫ.

5.НЕ надо:

-вставать на сторону людей, обвиняющих Вашего ребёнка публично (лучше потом, без посторонних, спокойно обсудить возникшую проблему и попытаться её решить);

-хвалить в присутствии ребёнка других и ставит кого-либо ему в пример.

 

6. Помните:

-телевизор и видео – не нянька, смотрите детские передачи вместе с детьми. Это способствует установлению эмоционального контакта с ребёнком, даёт возможность уточнять увиденное и услышанное малышом;

-если Вы огорчены чем-то, постарайтесь не показывать этого ребёнку или объясните ему, что Ваше настроение не связано с ним и его поступками;

-ребёнку требуется от Вас как можно больше тактильных контактов –обнять, погладить, приласкать.

 

7.Старайтесь:

-НЕ говорить с иронией или с насмешкой;

-НЕ делать постоянных замечаний, особенно мелочных;

-НЕ ругаться и НЕ кричать на ребёнка;

-НЕ торопить и НЕ подгонять ребёнка;

-КАК можно чаще высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное приятие вашего ребёнка и не за что-то, а только потому, что он ваш ребёнок, несмотря на все проблемы;

-КАК можно чаще подтверждать, декларировать свою любовь к нему, ведь это ваш ребёнок;

-НЕ говорите ребёнку, что ВЫ его не любите или обиделись на него;

-НЕ давать ребёнку чувствовать себя плохим.

 

8. От правильного поведения или занятия старайтесь ребёнка только отвлекать, предлагая не менее 2-3 вариантов иной деятельности или занятия.

 

9. ТЕРПЕНИЕ, терпимость и всегда любовь для Вашего ребёнка.

 

Приведённая памятка посвящена большому и важному вопросу – общения с ребёнком –дошкольником. Но памятка может быть и очень краткой, касающейся какой - либо проблемы, например: какими словами можно поощрить действия ребёнка. Так и хочется назвать такую памятку «шпаргалкой для родителей».

 

Слова-одобрения для Вашего ребёнка:

-Молодец!

-Правильно!

-У тебя это хорошо получается!

-Ты сегодня хорошо потрудился!

-Прекрасно!

-Я горжусь тобой!

-Я знала, что ты справишься!

-Неплохо!

-Отлично!

-Ты быстро научился!

-Это то, что надо!

-Я не смогла бы сделать лучше!

-С каждым днём у тебя получается лучше!

 

Литература:

Пятница Т.В. «Развивающая среда дошкольного учреждения», ООО «Белый Ветер», 2009г

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Исследовательский проект №1.

Дидактическая игра " Найди на картинке кто и где спрятался"

Сказки народов мира