Статья "Дети с нарушениями речи"
Речевые правила.
Правила, регламентирующие речевую
деятельность детей.
Формирование речевого поведения детей с
нарушением речи основывается на формировании и заучивании ряда речевых правил.
Они могут быть очень простыми, например: «Сначала послушай, что говорят другие,
а потом говори сам». Для старших дошкольников допустимы формулировки в виде
образных выражений, иносказаний, пословиц: «Слово- серебро, молчание- золото».
Если рекомендацию, руководство для ребёнка
сформулировать в чёткой законченной форме, то ребёнок значительно лучше их
запомнит. Такая форма изложения материала-памятка. В логопедии прибегают к
памяткам, когда надо запомнить важную для ребёнка информацию, например, правила
правильной речи для заикающегося. Конечно, легче запоминаются зарифмованные
памятки, т.е. имеющие стихотворную форму: «Всегда говорим мы, когда выдыхаем,
как будто бы парус ртом надуваем».
Эффективен и другой тип памятки, состоящей
из нескольких кратких предложений-правил:
Памятка
правильной речи
-Прежде
подумай, потом говори.
-Говори
спокойно, не торопясь.
-Говори
всегда на выдохе.
-Выделяй
голосом ударные гласные.
-Слова
произноси слитно.
-В
конце предложения остановись, сделай паузу.
-Длинные
предложения дели на части.
-При
разговоре смотри на собеседника.
Формулы
аутогенной тренировки используются для нормализации эмоционального состояния
заикающегося ребёнка. Основной является расширенная формула спокойствия,
включающая мышечную релаксацию и регуляцию вегетативных функций. Сеанс
релаксации сопровождается правилами правильной речи или формулами внушения:
-Мы
говорим неторопливо и спокойно.
-Наша
речь слитная и плавная.
-Мы
говорим смело и т.д.
-Мы
успокаиваемся, мы отдыхаем.
-Глазки
закрыты.
-Ручки
усталые, тяжёлые, отдыхают.
-Ножки
усталые, тяжёлые, отдыхают.
-Как
хорошо и приятно отдохнуть.
К
речевым правилам можно отнести схему речевого дыхания.
Памятка
для родителей.
Успешность логопедической корреции в
дошкольном учреждении во многом зависит от правильной позиции родителей,
адекватного отношения к речевому нарушению ребёнка. Логопеды и воспитатели
целенаправленно проводят консультацию и разъяснительную работу с родителями
воспитанников. Как показывает практика, действенным методом является «Памятка
для родителей». В ней в компактной, сжатой форме сформулированы советы,
положения, плавила, которые педагоги предлагают родителям. Примером может
служить памятка для родителей «Особые
дети -особое общение», направленная на нормализацию родительского
общения с ребёнком, имеющим недоразвитие речи.
При
общении с ребёнком:
1.Выражение лица- максимально
доброжелательное, приветливое, тёплое, нераздражённое.
2.Тон голоса в разговоре с
ребёнком-предельно доброжелательный, приветливый, располагающий к общению.
3.В лексике по возможности, избегать
употребления- частицы НЕ, т.к. нужную по смыслу фразу всегда можно построить не
использую их:
-приказные фразы;
-глаголов «должен», «обязан», «нужно»;
-противопоставления местоимения Я-ТЫ.
4.Желательно включать сослагательные
наклонения, местоимение МЫ.
5.НЕ надо:
-вставать на сторону людей, обвиняющих
Вашего ребёнка публично (лучше потом, без посторонних, спокойно обсудить
возникшую проблему и попытаться её решить);
-хвалить в присутствии ребёнка других и
ставит кого-либо ему в пример.
6. Помните:
-телевизор и видео – не нянька, смотрите
детские передачи вместе с детьми. Это способствует установлению эмоционального
контакта с ребёнком, даёт возможность уточнять увиденное и услышанное малышом;
-если Вы огорчены чем-то, постарайтесь не
показывать этого ребёнку или объясните ему, что Ваше настроение не связано с
ним и его поступками;
-ребёнку требуется от Вас как можно больше
тактильных контактов –обнять, погладить, приласкать.
7.Старайтесь:
-НЕ говорить с иронией или с насмешкой;
-НЕ делать постоянных замечаний, особенно
мелочных;
-НЕ ругаться и НЕ кричать на ребёнка;
-НЕ торопить и НЕ подгонять ребёнка;
-КАК можно чаще высказывать одобрение,
похвалу, эмоциональное приятие вашего ребёнка и не за что-то, а только потому,
что он ваш ребёнок, несмотря на все проблемы;
-КАК можно чаще подтверждать,
декларировать свою любовь к нему, ведь это ваш ребёнок;
-НЕ говорите ребёнку, что ВЫ его не любите
или обиделись на него;
-НЕ давать ребёнку чувствовать себя
плохим.
8. От правильного поведения или занятия
старайтесь ребёнка только отвлекать, предлагая не менее 2-3 вариантов иной
деятельности или занятия.
9. ТЕРПЕНИЕ, терпимость и всегда любовь
для Вашего ребёнка.
Приведённая памятка посвящена большому и
важному вопросу – общения с ребёнком –дошкольником. Но памятка может быть и
очень краткой, касающейся какой - либо проблемы, например: какими словами можно
поощрить действия ребёнка. Так и хочется назвать такую памятку «шпаргалкой для
родителей».
Слова-одобрения
для Вашего ребёнка:
-Молодец!
-Правильно!
-У тебя это хорошо получается!
-Ты сегодня хорошо потрудился!
-Прекрасно!
-Я горжусь тобой!
-Я знала, что ты справишься!
-Неплохо!
-Отлично!
-Ты быстро научился!
-Это то, что надо!
-Я не смогла бы сделать лучше!
-С каждым днём у тебя получается лучше!
Литература:
Пятница Т.В. «Развивающая среда
дошкольного учреждения», ООО «Белый Ветер», 2009г
Комментарии
Отправить комментарий