Памятка
(Л.Н.Мещерская-кандидат педагогических наук,
Т.И. Каданцева- кандидат педагогических наук,)
Маленькие
дети часто произносят многие звуки неправильно. Если дефекты произношения не
исчезают к 4-5 годам – значит, ребёнок нуждается в специальных упражнениях. В
тех случаях, когда звукопроизношение нарушено не из-за снижения слуха,
заниматься с малышом могут и родители. Проверить, нормально ли ребёнок слышит,
очень легко. Надо сказать шёпотом несколько предложений на расстоянии 6-7
метров от него, и если малыш сможет их повторить, значит, слух в порядке.
Важно
определить также, правильно ли ребёнок воспринимает на слух близкие по звучанию
звуки («р»-«л», «щ»-«с», «л»-«ль»). Предложите ему найти разницу в значении
слов (мишка-миска, крыша-крыса, рак-лак, лук-люк, коза-коса и другие),
попросите показать, как жужжит жук (ж-ж-ж), пищит комар (з-з-з), и сказать, в
каких словах живёт жук, а в каких комар: ёжжик, ззубы, ззонтик, жжёлуди. Можно,
проводя эти тесты, поиграть с ребёнком – пусть он поднимет руки или хлопает в
ладоши, услышав звук «ш», «ч», «р» в предложенных словах: шейка, шуба, очки,
врач, рад, ряд, роза, берёза, руки. Ребёнок может сам придумать слова с
заданным звуком.
Правильному
произношению иногда мешает и дефектный прикус. При нормальном прикусе верхние
зубы слегка закрывают нижние. Для исправления прикуса необходимо обратиться к
ортодонту. Родители легко могут определить, достаточно ли подвижен язык
ребёнка, может ли он совершать большой объём движений (вверх-вниз,
вперёд-назад, быстро щёлкать), хорошо ли развита подъязычкая связка, или, как
её ещё называют, уздечка. Если уздечка очень короткая и ребёнок не может
поднять язык к нёбу, советуем обратиться к отоларингологу или к логопеду.
Подъязычная связка играет большую роль при произнесении звука «р», а также «щ»,
«ш», «ж», «л». Спешить с её подрезанием не следует, так как она эластичная и,
если ребёнок будет выполнять специальные упражнения, может растянуться.
Вот несколько таких упражнений.
1.Широкий
язык удерживать в форме «чашечки» у верхней губы.
2.Перемещать
кончик языка в левый и правый угол губ.
3.Губы
вытянуть в трубочку и растянуть в улыбке.
4.При
открытом рте кончиком языка гладить нёбо в направлении вперёд-назад.
5.Медленно
щёлкать языком, растягивая уздечку.
Пусть
ребёнок каждое упражнение повторяет по 8-10 раз 1-2 раза в день.
Иногда
ребёнок неправильно произносит звуки из-за частичного отсутствия зубов. Но не
надо ждать, когда зубной ряд восстановится. Если необходимо, начинайте
заниматься сразу.
Придерживайтесь
определённой последовательности. Сначала добивайтесь правильного произнесения
звуков, скажем, «с» и «р» или «ш» и «р», «с» и «л», то есть далёких по
образованию и звучанию. Занятия перед зеркалом, чтобы контролировать
артикуляцию.
Постановка
звуков «с», «сь», «з», «зь», «ц».
При
произнесении звука «с» передний край языка упирается в нижние зубы, струя
воздуха выдыхается без голоса, а при произнесении звука «з» - с голосом (для
контроля руку положите на гортань, чтобы почувствовать её напряжение). Если
язык у ребёнка просовывается между зубами, то его переднюю часть попробуйте
придержать за нижними зубами черенком чайной ложки. Можно также попросить
ребёнка произносить звук со сжатыми зубами, язык упирается при этом в основание
нижних зубов. Постепенно зубы можно слегка раздвигать.
Если
звуки «с» и «з» ребёнок произносит как мягкие шипящие (санки-щанки, зубы-жюбы),
то попросите его прикусить передний край языка, а затем разжать зубы, не меняя
его положения, и выдохнуть, сопровождая выдох звуком. Через несколько занятий,
когда язык легко занимает необходимое положение, пусть кончик языка ребёнок
заводит за зубы. Если звук в изолированном варианте он произносит легко, без
затруднений, то пора переходить к его отработке в слогах, сначала прямых (са,
со, су, за, зо, зу), затем обратных (ас, ос, ус, аз, оз, уз), в положении между
гласными (аса, осо, усу, аза, озо, узу), в словах в начале слова – сад, сокол,
сон, в конце – квас, нос, вкус, в середине – пауза, носок, весы. Речевой
материал – стихи, песенки, сказки, рассказы – подбирайте так, чтобы он был
насыщен звуком, произнесение которого ребёнок осваивает.
При
постановке мягких «с» и «з» язык напряжён больше, передний край его с силой
упирается в основание нижних зубов.
Отработав
звук «с», легко усвоить и «ц», если быстро и слитно произносить «т» и «с». Звук
«ц» закрепляют сначала в обратных слогах (ац, оц, уц), а затем в прямых (ца,
цо, цу).
Комментарии
Отправить комментарий