Памятка

 

Как можно поставить западающий звук у ребёнка в домашних условиях?

 (Л.Н.Мещерская-кандидат педагогических наук, 

Т.И. Каданцева- кандидат педагогических наук,)

Маленькие дети часто произносят многие звуки неправильно. Если дефекты произношения не исчезают к 4-5 годам – значит, ребёнок нуждается в специальных упражнениях. В тех случаях, когда звукопроизношение нарушено не из-за снижения слуха, заниматься с малышом могут и родители. Проверить, нормально ли ребёнок слышит, очень легко. Надо сказать шёпотом несколько предложений на расстоянии 6-7 метров от него, и если малыш сможет их повторить, значит, слух в порядке.

Важно определить также, правильно ли ребёнок воспринимает на слух близкие по звучанию звуки («р»-«л», «щ»-«с», «л»-«ль»). Предложите ему найти разницу в значении слов (мишка-миска, крыша-крыса, рак-лак, лук-люк, коза-коса и другие), попросите показать, как жужжит жук (ж-ж-ж), пищит комар (з-з-з), и сказать, в каких словах живёт жук, а в каких комар: ёжжик, ззубы, ззонтик, жжёлуди. Можно, проводя эти тесты, поиграть с ребёнком – пусть он поднимет руки или хлопает в ладоши, услышав звук «ш», «ч», «р» в предложенных словах: шейка, шуба, очки, врач, рад, ряд, роза, берёза, руки. Ребёнок может сам придумать слова с заданным звуком.

Правильному произношению иногда мешает и дефектный прикус. При нормальном прикусе верхние зубы слегка закрывают нижние. Для исправления прикуса необходимо обратиться к ортодонту. Родители легко могут определить, достаточно ли подвижен язык ребёнка, может ли он совершать большой объём движений (вверх-вниз, вперёд-назад, быстро щёлкать), хорошо ли развита подъязычкая связка, или, как её ещё называют, уздечка. Если уздечка очень короткая и ребёнок не может поднять язык к нёбу, советуем обратиться к отоларингологу или к логопеду. Подъязычная связка играет большую роль при произнесении звука «р», а также «щ», «ш», «ж», «л». Спешить с её подрезанием не следует, так как она эластичная и, если ребёнок будет выполнять специальные упражнения, может растянуться.

Вот несколько таких упражнений.

1.Широкий язык удерживать в форме «чашечки» у верхней губы.

2.Перемещать кончик языка в левый и правый угол губ.

3.Губы вытянуть в трубочку и растянуть в улыбке.

4.При открытом рте кончиком языка гладить нёбо в направлении вперёд-назад.

5.Медленно щёлкать языком, растягивая уздечку.

Пусть ребёнок каждое упражнение повторяет по 8-10 раз 1-2 раза в день.

Иногда ребёнок неправильно произносит звуки из-за частичного отсутствия зубов. Но не надо ждать, когда зубной ряд восстановится. Если необходимо, начинайте заниматься сразу.

Придерживайтесь определённой последовательности. Сначала добивайтесь правильного произнесения звуков, скажем, «с» и «р» или «ш» и «р», «с» и «л», то есть далёких по образованию и звучанию. Занятия перед зеркалом, чтобы контролировать артикуляцию.

Постановка звуков «с», «сь», «з», «зь», «ц».

При произнесении звука «с» передний край языка упирается в нижние зубы, струя воздуха выдыхается без голоса, а при произнесении звука «з» - с голосом (для контроля руку положите на гортань, чтобы почувствовать её напряжение). Если язык у ребёнка просовывается между зубами, то его переднюю часть попробуйте придержать за нижними зубами черенком чайной ложки. Можно также попросить ребёнка произносить звук со сжатыми зубами, язык упирается при этом в основание нижних зубов. Постепенно зубы можно слегка раздвигать.

Если звуки «с» и «з» ребёнок произносит как мягкие шипящие (санки-щанки, зубы-жюбы), то попросите его прикусить передний край языка, а затем разжать зубы, не меняя его положения, и выдохнуть, сопровождая выдох звуком. Через несколько занятий, когда язык легко занимает необходимое положение, пусть кончик языка ребёнок заводит за зубы. Если звук в изолированном варианте он произносит легко, без затруднений, то пора переходить к его отработке в слогах, сначала прямых (са, со, су, за, зо, зу), затем обратных (ас, ос, ус, аз, оз, уз), в положении между гласными (аса, осо, усу, аза, озо, узу), в словах в начале слова – сад, сокол, сон, в конце – квас, нос, вкус, в середине – пауза, носок, весы. Речевой материал – стихи, песенки, сказки, рассказы – подбирайте так, чтобы он был насыщен звуком, произнесение которого ребёнок осваивает.

При постановке мягких «с» и «з» язык напряжён больше, передний край его с силой упирается в основание нижних зубов.

Отработав звук «с», легко усвоить и «ц», если быстро и слитно произносить «т» и «с». Звук «ц» закрепляют сначала в обратных слогах (ац, оц, уц), а затем в прямых (ца, цо, цу).






 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Деловая игра

Сказки народов мира