Упражнения на постановку звуков в домашних условиях

 


1.   «ш», «ж», «ч», «щ».

Первый способ произнесения звука «ш»: поднять передний край языка в виде чашечки к передней части твёрдого нёба, образовав щель, и дуть на кончик языка. Второй способ: произносить «с», одновременно поднимая язык за верхние зубы черенком чайной ложки или медицинским шпателем, который продаётся в аптеке. Щёки ребёнка слегка сожмите пальцами и попросите его губы вытянуть вперёд в виде рупора.

Звук «ж» произносят без участия голоса: вместо «ш» можно произносить звук «з».

Если попросить ребёнка повторить несколько раз «ть», отодвигая в это время кончик языка от верхних зубов в глубь рта, то получится звук «ч». Губы должны быть слегка выдвинуты вперёд. Звук закрепляют начиная с обратных слогов (ач, оч, ич).

Звук «щ» формируется, если предложить ребёнку длительно проговаривать мягкое «ш» (шьшьшь) или, произнося «щ», продвигать язык вперёд, к верхним зубам.

 2.   «л», «ль».


Твёрдые звуки «л» и «р» наиболее трудные: ребёнок начинает правильно произносить эти звуки иногда к 6 годам и даже позже. Но упражнения надо начинать в 4-5 лет.

Нередко звук «л» ребёнок произносит искажено (лампа- уампа, йампа, лямпа, вампа, рампа, ыампа). Правильное положение органов речи следующее: губы и зубы разомкнуты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух проходит через свободные боковые проходы.

Наиболее простые упражнения для тренировки произнесения звука «л»:

1.Широко открыть рот, длительно произносить «а» и постепенно закрывать рот. При прикусывании языка будет слышен звук «л».

2.Широкий кончик языка прикусить зубами, «погудеть» и не меняя положения языка, произносить «а» или «ы». При ускорении темпа получится ла-ла-ла, лы-лы-лы.

3. Из положения между зубами постепенно перевести язык за верхние зубы.

4.Произносить «ы» и поднимать язык к верхним зубам.

5. При губном произнесении звука «л» затормозить движение губ вперёд, придержав их пальцами в маске улыбки. Далее проводить упражнения 1, 2, 3.

При правильном произнесении «ль» язык напряжён, кончик языка с силой упирается в основание верхних зубов.

 3.   «р», «рь».

Вариантов дефектного произнесения звука «р» много (боковое, горловое, картавое, губное). При правильном положении органов речи губы и зубы открыты, язык в форме чашечки поднят к альвеолам (бугорки за верхними зубами, при соприкосновении с ними язык вибрирует под напором сильной струи выдыхаемого воздуха)

Наиболее доступные для самостоятельной работы способы постановки звука «р» следующие:

1.Легко нажимать на кончик языка черенком чайной ложки или шпателем и длительно произносить «ж-ж-ж»

2.На выходе быстро произносить звук «т-т-т» и заканчивать толчком-выдохом – «тррр».

3.Первым и указательным пальцами прижать к нёбу боковые края языка, оставив свободной середину языка. Пусть ребёнок сделает глубокий вдох и выдувает воздух с включением голоса. Повторяя упражнение, надо увеличить напор воздуха, в результате чего слышится «тррр».

Мягкий звук «рь» произносится с некоторым продвижением языка вперёд и вверх и прижиманием боковых краёв языка к боковым зубам.

Занимайтесь ежедневно не менее 2 раз по 15-20 минут.

Помните, что, разговаривая с ребёнком, нельзя копировать его дефектное произношение. Будьте внимательны к себе: ребёнок подражает взрослым и может перенять небрежность, торопливость, нечёткость вашей речи.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Деловая игра

Сказки народов мира