Упражнения на постановку звуков в домашних условиях
1. «ш», «ж», «ч», «щ».
Первый способ
произнесения звука «ш»: поднять передний край языка в виде чашечки к передней
части твёрдого нёба, образовав щель, и дуть на кончик языка. Второй способ:
произносить «с», одновременно поднимая язык за верхние зубы черенком чайной
ложки или медицинским шпателем, который продаётся в аптеке. Щёки ребёнка слегка
сожмите пальцами и попросите его губы вытянуть вперёд в виде рупора.
Звук «ж» произносят без
участия голоса: вместо «ш» можно произносить звук «з».
Если попросить ребёнка
повторить несколько раз «ть», отодвигая в это время кончик языка от верхних
зубов в глубь рта, то получится звук «ч». Губы должны быть слегка выдвинуты
вперёд. Звук закрепляют начиная с обратных слогов (ач, оч, ич).
Звук «щ» формируется,
если предложить ребёнку длительно проговаривать мягкое «ш» (шьшьшь) или,
произнося «щ», продвигать язык вперёд, к верхним зубам.
2. «л», «ль».
Твёрдые звуки «л» и «р» наиболее трудные: ребёнок
начинает правильно произносить эти звуки иногда к 6 годам и даже позже. Но
упражнения надо начинать в 4-5 лет.
Нередко звук «л» ребёнок произносит
искажено (лампа- уампа, йампа, лямпа, вампа, рампа, ыампа). Правильное
положение органов речи следующее: губы и зубы разомкнуты, кончик языка
упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух проходит через свободные боковые
проходы.
Наиболее простые упражнения для тренировки
произнесения звука «л»:
1.Широко открыть рот, длительно произносить «а» и
постепенно закрывать рот. При прикусывании языка будет слышен звук «л».
2.Широкий кончик языка прикусить зубами, «погудеть» и
не меняя положения языка, произносить «а» или «ы». При ускорении темпа получится
ла-ла-ла, лы-лы-лы.
3. Из положения между зубами постепенно перевести язык
за верхние зубы.
4.Произносить «ы» и поднимать язык к верхним зубам.
5. При губном произнесении звука «л» затормозить
движение губ вперёд, придержав их пальцами в маске улыбки. Далее проводить
упражнения 1, 2, 3.
При правильном
произнесении «ль» язык напряжён, кончик языка с силой упирается в основание
верхних зубов.
3. «р», «рь».
Вариантов дефектного произнесения звука «р» много (боковое,
горловое, картавое, губное). При правильном положении органов речи губы и зубы
открыты, язык в форме чашечки поднят к альвеолам (бугорки за верхними зубами,
при соприкосновении с ними язык вибрирует под напором сильной струи выдыхаемого
воздуха)
Наиболее доступные для самостоятельной работы способы
постановки звука «р» следующие:
1.Легко нажимать на кончик языка черенком чайной ложки
или шпателем и длительно произносить «ж-ж-ж»
2.На выходе быстро произносить звук «т-т-т» и
заканчивать толчком-выдохом – «тррр».
3.Первым и указательным пальцами прижать к нёбу
боковые края языка, оставив свободной середину языка. Пусть ребёнок сделает
глубокий вдох и выдувает воздух с включением голоса. Повторяя упражнение, надо
увеличить напор воздуха, в результате чего слышится «тррр».
Мягкий звук «рь»
произносится с некоторым продвижением языка вперёд и вверх и прижиманием
боковых краёв языка к боковым зубам.
Занимайтесь ежедневно не
менее 2 раз по 15-20 минут.
Помните, что,
разговаривая с ребёнком, нельзя копировать его дефектное произношение. Будьте
внимательны к себе: ребёнок подражает взрослым и может перенять небрежность,
торопливость, нечёткость вашей речи.
Комментарии
Отправить комментарий