Игры на развитие речи детей
Играем с детьми
4-5 лет.
1.Игры
на словообразование.
«Что за животное?»
Цель: формировать умение точно
использовать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе.
ХОД:
Детям предлагают отгадать загадку, изображая
тигрёнка (рычит, растопыривает пальцы).
-Кого
я изобразила, кто я? Один-тигрёнок, а если их много, как мы скажем? (Тигрята).
Изобразите тигрят.
Взрослый даёт шёпотом одному из детей
задание изобразить котёнка. Котёнок лапкой моет мордочку, мурлычет.
Отгадайте,
кто это?
Дети: Котёнок.
Взрослый: Да, это котёнок.
Аналогичное задание даётся ещё нескольким
детям.
-А
теперь кто у нас?
Дети: Котята.
Взрослый: Котята испугались,
убежали и не стало кого?
Дети: Котят.
Аналогично дети изображают и называют
козлёнка, козлят, утёнка, утят. Затем козлята и утята убегают («Не стало
козлят, не стало утят»).
Дети могут, если захотят, придумать и
загадать загадки и о детёнышах других животных.
«Магазин посуды»
Цель: формировать умение образовывать
наименования предметов посуды.
Материалы: полочка с посудой
– две сухарницы, хлебница, салфетница (разные по форме, материалу, размеру),
блюдо для печенья, маслёнка, солонки.
***
Взрослый говорит детям, что открылся
магазин посуды. Чтобы купить посуду, надо точно знать, что они хотят купить:
какой это предмет, зачем он нужен. Если предмет будет назван неправильно,
продавец не поймёт и не продаст нужную вещь. Но сначала надо рассмотреть, какая
посуда есть в магазине. Взрослый указывает на предметы, дети их называют
(хлебница, сахарница…)
Взрослый: Вот специальное
блюдо для сахара-су… (харница). А вот
блюдо для печенья. У него нет другого названия. Просто блюдо. А вот солонка и
мас…(лёнка). Запомните, как звучат
эти названия: сухарница, но солонка; хлебница, но маслёнка. Не ошибайтесь, когда будете
покупателями, называя их. Пожалуйста, подходите, магазин открыт.
«Купленную» посуду взрослый складывает на
столе, объяснив, что специальная машина доставит все покупки на дом.
«Чьё, чьё? Моё!»
Цель: формировать умения образовывать
притяжательные прилагательные, согласовывать существительное и прилагательное в
роде.
Материалы: мешок, сорока
(игрушка или картинка), детские вещи (одежда, игрушки).
***
Взрослый складывает в мешок детские вещи и
игрушки. Мешок вносит в комнату вместе с сорокой.
Взрослый: Это
сорока-воровка. Она насобирала разных вещей у нас в комнате, всё схватила, что
плохо лежит. Смеётся над вами: «Чьё, чьё всё? Моё!» Давайте-ка рассмотрим, что
чьё. Это что?
Дети: Туфли.
Взрослый: Чьи туфли?
Дети
отвечают.
Вещи
по одной достают из мешка, называют, определяют хозяина (Чей? Чья?Чьё?). Хозяин
получает свою вещь и убирает её на место.
2. Игры на
развитие понимания смысловой стороны слова.
«Расскажу
про ручку»
Цель: формировать умения
составлять рассказ с заданными словами.
Материалы: кукла Таня.
***
Кукла
Таня спрашивает у детей, какие предметы в их доме имеют ручки, для чего ручки
нужны?
Дети
могут называть ручки чайника, кружки, кресла, дивана, плиты. Таня предлагает
придумать историю про какую-нибудь ручку, напримерпро ручку у зонтика. Если она
сломается, то что может произойти? Дети рассказывают.
Таня
рассказывает свою историю про ручку, которая сначало смирно лежала на столе, а
потом взяла лист бумаги и стала писать про детей, которые умеют… (петь,
плясать, играть, смеяться, заниматься и т.п.)
Можно
предложить детям провести соревнование: кто больше назовёт предметов, у которых
есть ручки.
«Найди ножку»
Цель: формировать умения
составлять предложения с многозначными словами, видеть различные значения
многозначных слов.
Материалы: кукла Таня.
***
Кукла
Таня говорит детям, что она знает ещё одно слово, которым называют разные
предметы. Это слово ножка.
Таня: А теперь скажите,
что мы называем словом ножка.
Дети: Ножка у стула,
стола, дивана, шкафа; ножка у куклы, у гриба.
Таня: Скажите про ножку
так, чтобы все поняли, про что вы говорите.
Дети: У стула сломалась
ножка. У стола ножка крепкая. У гриба ножки бывают толстые и тонкие.
Таня: Кто
больше назовёт предметов, у которых есть ножки?
«Подбери
другие слова»
Цель: формировать умение
подбирать подходящие слова.
***
Кукла Таня (загадывает
загадку)
Скатерть
бела
Весь
мир одела.
Всё
белым – бело сегодня,
И
светло, хоть солнца нет.
С
неба сыплется холодный,
Белый-белый
мягкий… (снег)
Какие
ещё слова вы знаете, чтобы в них слышалось снег,
снеж?
Дети: Снегурочка,
снеговик, снегопад, снежинка, снежный.
Литература:
Придумай
слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей
детского сада и родителей / Под ред. О.С.Ушаковой. 3-е изд., испр.-М.:ТЦ Сфера,
2014г
Комментарии
Отправить комментарий