Игры на развитие речи детей

 

Играем с детьми 4-5 лет.



1.Игры на словообразование.

«Что за животное?»

Цель: формировать умение точно использовать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе.

ХОД:

 Детям предлагают отгадать загадку, изображая тигрёнка (рычит, растопыривает пальцы).

-Кого я изобразила, кто я? Один-тигрёнок, а если их много, как мы скажем? (Тигрята). Изобразите тигрят.

Взрослый даёт шёпотом одному из детей задание изобразить котёнка. Котёнок лапкой моет мордочку, мурлычет.

Отгадайте, кто это?

Дети: Котёнок.

Взрослый: Да, это котёнок.

Аналогичное задание даётся ещё нескольким детям.

-А теперь кто у нас?

Дети: Котята.

Взрослый: Котята испугались, убежали и не стало кого?

Дети: Котят.

Аналогично дети изображают и называют козлёнка, козлят, утёнка, утят. Затем козлята и утята убегают («Не стало козлят, не стало утят»).

Дети могут, если захотят, придумать и загадать загадки и о детёнышах других животных.

 

«Магазин посуды»

Цель: формировать умение образовывать наименования предметов посуды.

Материалы: полочка с посудой – две сухарницы, хлебница, салфетница (разные по форме, материалу, размеру), блюдо для печенья, маслёнка, солонки.

***

Взрослый говорит детям, что открылся магазин посуды. Чтобы купить посуду, надо точно знать, что они хотят купить: какой это предмет, зачем он нужен. Если предмет будет назван неправильно, продавец не поймёт и не продаст нужную вещь. Но сначала надо рассмотреть, какая посуда есть в магазине. Взрослый указывает на предметы, дети их называют (хлебница, сахарница…)

Взрослый: Вот специальное блюдо для сахара-су… (харница). А вот блюдо для печенья. У него нет другого названия. Просто блюдо. А вот солонка и мас…(лёнка). Запомните, как звучат эти названия: сухарница, но солонка; хлебница, но маслёнка. Не ошибайтесь, когда будете покупателями, называя их. Пожалуйста, подходите, магазин открыт.

«Купленную» посуду взрослый складывает на столе, объяснив, что специальная машина доставит все покупки на дом.

 

«Чьё, чьё? Моё!»

Цель: формировать умения образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать существительное и прилагательное в роде.

Материалы: мешок, сорока (игрушка или картинка), детские вещи (одежда, игрушки).

***

Взрослый складывает в мешок детские вещи и игрушки. Мешок вносит в комнату вместе с сорокой.

Взрослый: Это сорока-воровка. Она насобирала разных вещей у нас в комнате, всё схватила, что плохо лежит. Смеётся над вами: «Чьё, чьё всё? Моё!» Давайте-ка рассмотрим, что чьё. Это что?

Дети: Туфли.

Взрослый: Чьи туфли?

Дети отвечают.

Вещи по одной достают из мешка, называют, определяют хозяина (Чей? Чья?Чьё?). Хозяин получает свою вещь и убирает её на место.

 

2. Игры на развитие понимания смысловой стороны слова.

«Расскажу про ручку»

Цель: формировать умения составлять рассказ с заданными словами.

Материалы: кукла Таня.

***

Кукла Таня спрашивает у детей, какие предметы в их доме имеют ручки, для чего ручки нужны?

Дети могут называть ручки чайника, кружки, кресла, дивана, плиты. Таня предлагает придумать историю про какую-нибудь ручку, напримерпро ручку у зонтика. Если она сломается, то что может произойти? Дети рассказывают.

Таня рассказывает свою историю про ручку, которая сначало смирно лежала на столе, а потом взяла лист бумаги и стала писать про детей, которые умеют… (петь, плясать, играть, смеяться, заниматься и т.п.)

Можно предложить детям провести соревнование: кто больше назовёт предметов, у которых есть ручки.

 

«Найди ножку»

Цель: формировать умения составлять предложения с многозначными словами, видеть различные значения многозначных слов.

Материалы: кукла Таня.

***

Кукла Таня говорит детям, что она знает ещё одно слово, которым называют разные предметы. Это слово ножка.

Таня: А теперь скажите, что мы называем словом ножка.

Дети: Ножка у стула, стола, дивана, шкафа; ножка у куклы, у гриба.

Таня: Скажите про ножку так, чтобы все поняли, про что вы говорите.

Дети: У стула сломалась ножка. У стола ножка крепкая. У гриба ножки бывают толстые и тонкие.

 Таня: Кто больше назовёт предметов, у которых есть ножки?

 

«Подбери другие слова»

Цель: формировать умение подбирать подходящие слова.

***

Кукла Таня (загадывает загадку)

Скатерть бела

Весь мир одела.

Всё белым – бело сегодня,

И светло, хоть солнца нет.

С неба сыплется холодный,

Белый-белый мягкий… (снег)

 

Какие ещё слова вы знаете, чтобы в них слышалось снег, снеж?

Дети: Снегурочка, снеговик, снегопад, снежинка, снежный.

 

Литература:

Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей детского сада и родителей / Под ред. О.С.Ушаковой. 3-е изд., испр.-М.:ТЦ Сфера, 2014г

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Исследовательский проект №1.

Дидактическая игра " Найди на картинке кто и где спрятался"

Сказки народов мира